Бакелитовая фанера — что такое: разновидности, популярные марки, преимущества, недостатки и технические характеристики

Морская фанера представляет слои березового или соснового шпона, которые прочно склеены между собой особым бакелитовым лаком (спиртовой состав на основе смол из фенолформальдегида).

Фанера производится под большим давлением при высокой температуре, что позволяет смолам полностью пропитать слои древесины, сформировав надежный композиционный материал.

Полученная фанера демонстрирует прекрасные влагоотталкивающие свойства, отличается стойкостью к огню, химическим растворам и температурным перепадам.

Состав активно применяется в судостроении, поэтому фанера получила второе название — морская.

Производство бакелитовой фанеры

Шпонированные листы пропитывают смолами на основе фенолформальдегида или полностью погружают в емкость со смолой.

  1. Слои укладывают перпендикулярно друг другу для формирования прочных связей.
  2. Материал укладывается под пресс-машину, создающую давление не менее 6 атмосфер. При этом температура производства должна достигать 270 градусов. Указанные критерии позволяют смолам проникать в глубинные слои шпона, надежно скрепляя пластины между собой.
  3. Охлаждение материала.
  4. Готовые листы смазываются бакелитовым лаком.
  5. Шпон шлифуется или ламинируется.
  6. Плиты нарезаются нужного размера по заданным характеристикам.

Маркировка бакелитовой фанеры

В маркировке морской фанеры используется код из букв и цифр, который можно расшифровать следующим образом:

  • Ф — расшифровывается как «фанера».
  • Б — покрытие бакелитом.
  • В — пропитка водорастворимой смолой.
  • С — в производстве использовалась спирторастворимая смола.
  • 1 — все слои древесины прошли пропитку.
  • Отсутствие цифры в маркировке говорит о том, что пропитке бакелитовым составом подверглись только наружные листы.
  • А — фанера для автомобильной промышленности.

Виды фанеры

  1. ФБС (методом полного погружения смолой пропитываются только внешние грани). Фанера применяется в автомобильном производстве и в судовом строительстве. Шпонированный состав не боится атмосферных осадков, демонстрируя высокую прочность. Верхние слои из древесины первого сорта.
  2. ФБС1 — спирторастворимая смола нанесена на все слои древесины.
  3. ФБВ (водорастворимой смолой промазывают только внешние грани фанеры). Внутри обработка не производится. Фанера данного класса используется для отделки салона наземных транспортных средств и кораблей.
  4. ФБС-А (спирторастворимая смола на основе фенолформальдегида пропитывает каждый слой материала).
  5. ФБС1-А (спирторастворимая смола накладывается на все листы древесного шпона). Данный класс фанеры не считается самым прочным, однако характеристики материала позволяют успешно применять его при строительстве машин.

Тип обработки бакелитовых заготовок

Нешлифованные листы используются для проведения черновых строительных работ.

Шлифованный шпон подходит для дальнейшей обработки лаком или иными составами.

Ламинированная фанера подходит для финишной отделки помещений, изготовления мебели и других конструкций.

«Плюсы» бакелитовых плит

Бакелитовые листы обладают множеством преимуществ:

  1. Высокая плотность состава — 1200 кг на м.куб., что сопоставимо с показателями щебня и керамзита. Немногие строительные материалы могут похвастаться аналогичными характеристиками.
  2. Стойкость к воздействию смазочных материалов, слабых кислотных растворов, щелочных составов, морской воды.
  3. Бакелитовый состав не поддерживает горение: при температуре в 350 градусов шпон может обуглиться, но не возгореться.
  4. Возможность эксплуатации при температуре от +50 градусов до -50 градусов.
  5. Материал препятствует формированию грибка и плесени.
  6. Длительный период эксплуатации (около 15 лет).
  7. Одновременно бакелитовая фанера остается высоко экологичным материалом, при создании которого не используются токсичные компоненты.

Фанера отличается прекрасным внешним видом, поэтому ламинированный шпон можно сразу использовать при отделке помещений или для создания мебели.

Прочность морской фанеры сопоставима с камнем, однако весит материал гораздо меньше.

«Минусы» бакелитовой фанеры

Среди недостатков материала часто называют высокую стоимость листов, когда цена ФБС-1 колеблется в районе 2,3 тыс. руб.

Большой вес фанеры также стоит учитывать при изготовлении мебели или во время отделки помещений. Материал оказывает значительное воздействие на основание.

Сферы применения бакелитовой фанеры

Бакелитовое волокно прекрасно себя зарекомендовало, поэтому фанеру используют в автомобилестроении и кораблестроении.

В период Второй мировой войны по причине дефицита металлов из данного сорта фанеры сооружали части крыльев для истребителей и самолетов серии Ил и Як.

Легкая фанера демонстрировала высокую стойкость к атмосферным явлениям, поэтому древесина частично компенсировала отсутствие металла.

  • В настоящее время водостойкая фанера применяется для отделки кают яхт и кораблей, так как бакелит защищает шпон от морской воды.
  • Некоторые элементы интерьера автомобилей, грузовые контейнеры, борта грузовиков также изготавливаются из фанеры, пропитанной смолами.
  • Крепкие полы для различных транспортных средств (в том числе для техники сельскохозяйственного и промышленного назначения) создаются из морской фанеры, что позволяет уменьшить вес машины, сохранив необходимые эксплуатационные характеристики транспорта.
  • При возведении гидротехнических сооружений бакелитовый шпон используется для создания гидравлических затворов, шлюзов и прочих важных элементов.

В гражданском сегменте водостойкий материал незаменим при формировании строительных настилов, обрешетки крыш, сооружении арок, домов и навесов.

Уличные щиты для рекламы также выполнены из бакелитовой фанеры. Высокие показатели прочности делают бакелитовое волокно востребованным, поэтому спрос на данную категорию строительного материала остается неизменно высоким.

Фото бакелитовой фанеры

Adblock
detector